Эта история началась в 2011 году в Лондоне, когда группа членов клуба «Русский Робинзон», находясь на международной RSGB/IOTA конференции, обсуждала в номере гостинице свою прошедшую презентацию о посещении островов Аляски.
В номере находились Юрий Сушкин(N3QQ), Юрий Заруба(UA9OBA), Андрей Новиков(RZ3EM) и Александр Кузнецов(RW3RN). Разговаривали о формате прошедшей конференции, о том, как нас приняли, как восприняли презентацию и фильмы и, конечно же, рассуждали о будущих проектах.
Юрий Заруба, вспоминая последние экспедиции на острова Аляски, сказал о том, что у некоторых американских активаторов островов сквозило непонимание того, что русские едут на Аляску, хотя у нас у самих под боком множество редких островов, которые имеют очень маленький рейтинг по посещениям, где не было радиолюбителей по 15-20 лет. В рамках разговора указывалось на то, что посещение островов затруднительно не только с финансовой точки зрения, но и с той, что, как правило, есть ограничения в их посещении, так как они фактически находятся в районе государственной границы.
RW3RN задал RZ3EM вопрос о том, а какой же российский остров в рейтинге IOTA является сейчас самым востребованным. Когда были названы острова Ионы и Ратманова, то Александр задумался и сказал о том, что один из его коллег, глава Сосновского района Тамбовской области, служил лет 20 назад на острове Ратманова, и предложил ребятам попробовать пробить разрешение на посещение острова через военных или органы власти.
Приехав домой, не откладывая дело в долгий ящик, Александр (RW3RN) связался с главой Чукотского района Зеленским Михаилом Антоновичем. Тот сказал о том, что данные вопросы решают только пограничники. Найдя на сайте адрес Пограничного управления ФСБ России по Чукотскому АО, я позвонил начальнику подполковнику Курилову Александру Александровичу. Я рассказал ему о клубе «Русский Робинзон», об островной программе, о том, что этот остров один из самых востребованных в мире, о юбилее Тамбовской области и многом другом. Курилов заинтересовался и предложил в рамках совместной патриотической программы реализовать все наши пожелания.
И сразу же начались подготовительные мероприятия. Юра Заруба(UA9OBA) взял на себя разработку маршрута, расчет финансовых затрат и предварительный отбор кандидатов. Я занимался подготовкой всех разрешительных документов, оформлением позывных сигналов. Мой заместитель Валентина Кобзарь и директор Уваровского кадетского корпуса имени святого Георгия Победоносца Евгений Кудрявцев приступили к разработке программы, которая включала официальные мероприятия, предусматривающие под собой встречи с представителями органов власти на Чукотке, презентацию Тамбовской области, города Уварово, р.п. Сосновка, Уваровского кадетского корпуса, вручение подарков и подписание совместных соглашений о взаимодействии, и многое другое. Евгений Щелкановцев (RZ3EC), как будущий член команды, активно обсуждал с нами все вопросы. Андрей Новиков RZ3EM взял на себя функции "пилота" экспедиции, не забывая впоследствии помогать советами по возникающим спорным ситуациям.
После опубликования объявления в радиолюбительских источниках о наборе членов в экспедицию пришло огромное количество обращений, как из России, так и из-за рубежа. Но позиция пограничников была однозначна в том, что на остров могут попасть только граждане России. Поэтому, в дальнейшем в группу не попали те, кто мог бы оказать и финансовую помощь.
Ситуация осложнялась тем, что после предварительных расчетов, стоимость всех затрат была довольно таки значительной. И это несмотря на то, что пограничники практически решали все вопросы с самолетами и вертолетом.
В итоге, количество обратившихся претендентов значительно уменьшилось. К нам предварительно добавились только RM9RZ и UA9KDF. Кроме того, на Алюмку согласился лететь Олег UA6GG. Начали заниматься проработкой составления списка наиболее необходимых вещей. Юра Заруба, с присущей ему робинзоновской скромностью, начал предлагать простые антенны. Я же предлагал взять направленные , так как считал, что все будут иметь возможность провести с нами связи. И неожиданно, в один из дней, Юра звонит мне и говорит, что на него вышел Леонид Радченко(RA5A) и рассказал, что они несколько лет планировали экспедицию на Ратманова, И предложил соединить наши стремления, связавшись с основным спонсором с их стороны Михаилом Могутовым RL3AA. Я связался с ним и рассказал о том, как нам удалось получить разрешения, что мы планируем, выразил готовность соединить наши усилия, и предложил, чтобы Леня, как технически грамотный специалист, начал общаться с Зарубой для согласования списка всего самого необходимого. Я же займусь получением разрешений на ребят на их группу.
Пограничники выдвинули условия, что общий вес груза, включая членов команды, не должен превышать двух тонн. Мы никак не укладывались в эту цифру, так как только вес людей был почти с тонну. А нужно было еще везти горючее, антенны, аппаратуру, палатки, продовольствие, личные вещи и многое другое. И именно в этот момент экспедиция оказалась на этапе развала. Начались жаркие споры между Зарубой и Могутовым по поводу того, что нужно брать. Михаил Александрович, со свойственной ему степенностью и серьезностью, предлагал оснастить экспедицию очень серьезно. То есть, взять несколько многоэлементных направленных антенн, усилителей, теплые палатки, раскладушки, спальные мешки и многое другое, что могло бы создать атмосферу комфорта и серьезной работы в эфире. Юра же, подстраиваясь под условия пограничников, предлагал все нещадно вычеркивать и довольствоваться легкими палатками, проволочными антеннами и малым перечнем продуктов и личных вещей. Ситуация заходила в тупик и порой возникало желание отказаться от всего серьезного и сократить экспедицию до минимального количества членов, проведя ее силами двух-трех человек. Но тут мы нашли контакт с Леней и стали выступать в роли парламентеров между неуступчивыми позициями Могутова и Зарубы. Практически после каждого их разговора, мы связывались между собой, обговаривали все спорные моменты, заранее обсуждали какое решение нужно подсунуть нашим логистам, потом каждый звонил своему, потом они созванивались и договаривались, не предполагая даже, что мы их подталкиваем заранее к компромиссу. Но все равно, проблемы с перегрузом остались. Я решил набраться наглости и позвонить Курилову, чтобы рассказать о наших проблемах, уповая на то, что если оснащение будет не очень, то очки мы дадим, в основном японцам и американцам. В итоге, как человек государственный, Сан Саныч сказал, что постарается частями перекинуть все наше оборудование до нашего приезда, если мы отправим его в Анадырь заранее. Это был выход из ситуации. Практически сразу же стали компоновать груз. И здесь сказался огромный опыт Лени в знании технической части, и опыт Могутова в обеспечении комфорта. Сколько раз уже на Ратманова мы вспоминали его добрыми словами. Перед отправкой груза ребята все проверили, для чего в Москву приехал Игорь Лившиц(UA3EDQ). Потом все упаковали, включая часть подарков. Из смешного было то, что я брал 15 больших неваляшек, которые выпускаются в нашей области. И когда ящики проходили проверку, то у контролеров срывало «крышу» от того, что из ящиков слышалось веселое Тю-лю-лю, тю-лю-лю... В итоге, в мае груз был отправлен и встречен Юрием Савченко(UA0KBG), который на протяжении всего времени являлся координатором в приеме и отправлении далее груза до Лаврентия, а оттуда через знакомых ему людей контролировал отправку на Ратманова. За это время изменился и состав экспедиции. По объективным причинам отказались RM9RZ и UA9KDF. Женя RZ3EC, из-за болезни своей собаки также отказался, но предложил вместо себя Игоря Лившица(UA3EDQ), охарактеризовав его как хорошего технического специалиста, оператора и человека, который создает комфортную атмосферу в коллективе. Игоря я знал по встрече в Орле, когда он с готовностью помог мне настроить автомобильную антенну, поэтому проблем по его включению в список не было. Все рекомендации, которые дал Женя, подтвердились, и никто не пожалел в последствии о том, что Игорь стал членом нашей команды. Стоит отметить и то, что обсуждение каждой кандидатуры проходило очень серьезно и некоторые ребята не попали в экспедицию лишь из-за того, что мы не были уверены в том, что не будет конфликтов. До последнего момента, мы очень переживали по поводу того, что груз, отправленный из Анадыря в Лаврентия, никак не отправлялся на остров, хотя по нашим данным, погранцы делали до 20 рейсов в день, отправляя свои грузы во время хорошей погоды. Но Сан Саныч слово сдержал, буквально за несколько дней до нашего прилета, переправив груз на остров. Началось время сбора личных вещей.