RI0K как все было ...

День девятый, 31 июля.

Подъём в 7.00. Все надевают высокие ботинки, теплые куртки. Ожидаем звонка от лётчиков. Вскоре звучит команда в 9.30 прибыть на аэродром. В 10.00 вертолёт берёт курс на Ратманова. Пролетаем над морскими просторами. Душа поет и радуется от того, что мы в полушаге от заветной черты многих радиолюбителей. И вот в вдалеке остров. Он приближается, но летчики начинают о чем-то взволнованно говорить с нашим представителем от пограничного управления.

RI0K_5_1Оказывается, нужная нам часть острова вся в тумане. Есть опасенье, что не сможем сесть в нужном месте.  Варианта два. Или мы возвращаемся, или садимся у заставы, что нас никак не устраивает, как и возвращение. Начинаем с RL3AA и UA3EDQ судорожно обсуждать различные варианты. Я готов хоть от заставы носить вещи, даже не предполагая, что здесь каждый метр дается с трудом. Михаил Александрович спокойно говорит о том, что надо уговаривать пилотов. И вот, когда пилоты чуть уже не принимают решение о возврате, видно Бог услышал наши молитвы. А далее уже опыт лётчиков помогает совершить посадку именно на южной части Ратманова.

Быстро загружаем вещи, на посадочную площадку и перебежками переносим их в сторону. Командир заставы предлагает обменяться сувенирами и подарками прямо сейчас, на что я бойко отвечаю, что отдадим их тогда, когда придем на заставу. Командир немного с грустью перестает нас уговаривать. Он-то знает, что до них дойти почти невозможно по такой местности. Спасибо, что решили часть больших коробок с подарками сразу же этим рейсом передать на заставу, но просим ни в коем случае не открывать. Вертолёт взлетает буквально через 15 минут. Наши хваленые ботинки, купленные кем в спортивных магазинах, кем в охотничьих, через пять минут промокают. Новейшие технологии изготовления обуви не помогают в таких условиях. Жаль потраченных денег.

RL3AA робко высказывает мысль о том, чтобы остаться на этом же месте и никуда не перемещаться. Но мы пока сильны и здоровы, задора и радости много от того, что высадились на остров, поэтому говорим твердое нет и предлагаем разместиться рядом со скалой, чтобы быть укрытыми от ветра. Кроме того, начинаем фантазировать по поводу того, а вдруг военная тревога, война, и вертолету нужно будет быстро сесть, а мы здесь мешаться будем. В итоге, моя позиция и позиция Чуканова Вячеслава,  который имеет опыт прохождения службы на острове, делают свое "черное дело". Ищем более-менее сухое место и начинаем таскать вещи. И зачем же мы не послушали Михаила Александровича? Такое ощущение, что мы были в болоте. Ноги проваливались по щиколотку. Казавшимися близкими 300 метров превращались в марафонскую дистанцию, вещам не было счету, мы таскали-таскали, а их количество не уменьшалось. И так долгие шесть часов. Последние часы я чувствовал себя просто каким-то зомби, который ничего не соображает, а повинуется внутренним командам - взял, пошел, вернулся. Все вымотались изрядно. В конце концов, все на месте, палатки силами не носящих Могутова, Кобзарь и Кудрявцева установлены, и Заруба, в свойственной ему манере предлагает отметить это дело. Я предлагаю поставить хотя бы штырь. Развернуть одно место, чтобы начать работу. Здесь я хитрю и понимаю, что все трудности достанутся опять технарям, а мне лишь удостоится честь первому выйти в эфир. Тем не менее, предложение поддержано, но не более того, так как у нашего пограничного куратора сегодня День рождения, а он вместо теплой обстановки дома из-за сдвига нашего графика, вынужден кувыркаться здесь. Хочу отметить, что и подполковник, и лейтенант брали самые тяжелые вещи и таскали их, фактически показывая нам пример. Хотя, по большому счету, просто могли бы сидеть и наблюдать за нами, а точнее контролировать.

В итоге, Игорь UA3EDQ и Слава занялись установкой вертикала, мы с Леней RA5A устанавливали аппаратуру,  Юра готовил праздничный ужин, Кудрявцев Евгений Александрович готовил шурпу, Валя накрывала на стол, погранцы разводили костер. Все были при деле.

В итоге, вертикал установлен, и мы перед началом ужина решаем провести первую связь. Все приготовили фотоаппараты, видеокамеры, я сажусь за микрофон и делаю вызов на 14260. Тут же зовет Виктор UA4HBW. Я с чувством здоровой зависти восхищаюсь, как он всегда и везде всех берет. Но когда я перехожу на прием, он не отвечает, видимо плохо слышит. В итоге, право провести первую связь посчастливилось UA0CW из Хабаровска. Причем, и на Алюмке он был первым.  Я рассказываю ему о нашей аппаратуре, называю всех членов экспедиции, и говорю о том, что впервые после 21 года молчания остров Ратманова (AS-061) снова в эфире. Он поздравляет нас, благодарит и желает успехов в экспедиции. А потом началось-UA4HBW, K6VVA и огромное количество других станций, ожидающих нас более недели на частоте.

Но мы решили прерваться на ужин. Зябко, темно, но как романтично. Впечатления неимоверные. Такое ощущение, что мы находимся на какой-то другой планете. Уставшие,   но счастливые лица ребят, отблески пламени, хорошо накрытый стол и звездное небо. Я говорю тост о начале нашей экспедиции, благодарю всех ребят и перехожу к поздравлению подполковника, который даже и не ожидал такого количества подарков. Дарим огромную неваляшку, которою в преддверии экспедиции мы дали новое название "Самая несгибаемая игрушка в мире", сувениры,  экспедиционные майки, теплые носки из козьего пуха, настоящий тамбовский самогон, семечки, мед и, конечно же, рукопожатия. Он тронут и, похоже, уже не жалеет о том, что оказался с нами.

RI0K_5_0 И только в разгаре вечера замечаем, что пахнет чем-то паленым.  Это наши ботиночки, поставленные сушиться, начали поджариваться. В итоге, Михаил Александрович достает простые резиновые сапоги с меховой вставкой, в которые мы залезли, да так до конца экспедиции и не вылезали.

Долго разговариваем у костра. Ложимся спать в четвёртом часу утра, усталые, промёрзлые, но довольные.

Радиолюбители в эфире всю ночь поочерёдно. Звуки эфира заставляют забыть обо всем и наслаждаться звуками морзянки и зовущими голосами. Мы счастливы. А как было приятно после эфирной смены зайти в теплую американскую палатку Гризли, лечь не на пол, а на раскладушку да еще в теплый спальный мешок. Спасибо RL3AA, наш опытный товарищ. Рядом с нами наша Валя, свой пацан, которая греет даже своим присутствием.

Уже засыпая, она спрашивает в шутку у Кудрявцева - Далеко до Америки то? Тот отвечает-да нет, она вон за той скалой. А дальше все  проваливаются в сон. И только свет палаток радиорубки оживляет молчаливую суровую территорию острова.

День десятый, 1 августа.

RI0K_3_1Встаём рано. Всё готово к установке антенны. Поднимаем всех с постели. И общими усилиями осуществляется подъём антенны. SteppIR сразу же показывает свое преимущество. Мы слышим всех, везде, с любым уровнем сигнала. Европа идет постоянно, если направлена антенна в их сторону. Иногда минут на пять поворачиваемся на японцев и тогда уж они "рвут" наушники громобойными сигналами. Очень плохо идет Южная Америка, Поэтому время от времени даем направленные вызовы. Приятно встретить знакомых по эфиру. Даже Игорь Буклан RA3AUU решил отметиться и позвать нас. Огромное количество охотников за острова со всех континентов. Да, такой шанс действительно выдается один раз в двадцать лет. Скоро можно запускать второе рабочее место, чтобы провести максимальное количество связей, так как времени нахождения на острове дали немного - в четверг уже нужно улетать назад, чтобы не зависнуть на острове. Когда нам один солдат сказал, что в прошлом году прилетел в августе, а улетел только в сентябре, все подумали о том, что можно к старому месту работы будет не возвращаться.

Второй части группы дали задание  приготовить обед. Решили сварить борщ. Свободные от смены участники экспедиции решили пойти к склону, с которого как на ладони виден остров Крузенштерна. Пока идем, делаем много фото - на какой-то красивой траве, на фоне птиц, на фоне старого разбитого пограничного пункта наблюдения. Выходим на край скалы и останавливаемся от красоты, которая предстала взору. Отвесная скала, внизу камни и огромные волны, а рядом, напротив Америка, остров с русским названием. И так стало гордо за наших предков, которые рискуя жизнью, добывали славу России, открывали новые земли, рискуя своей жизнью, а зачастую и погибая. И так захотелось,  чтобы многое изменилось в нашей стране. Для того, чтобы сохранить то, что было добыто. Смотрим в бинокль и видим поселок, стоящее рядом судно, подлетающий к острову американский вертолет. Как жаль, что с Юрой Сушкиным не удалось связаться отсюда, а то можно было бы смотреть друг на друга в бинокль и махать друг другу рукой. Здесь всего чуть боле трех километров до острова. Здесь проходит государственная граница и линия перемены дат. Мы словно переселись в будущее. У нас сегодня, а у американцев еще вчера... Достаем флаги России, Тамбовской области, клуба Русский Робинзон и фотографируемся в разных положениях - сидя, лежа, отдельно и группой, с биноклем. Короче, наслаждаемся. Как и обещали Февралеву, поем гимн России. На обратном пути находим старые доски, накладываем стопками друг другу в руки и несем будущее тепло для костра. Пока дошли, опять все мокрые. И опять нас спасал Могутов, когда в тот момент, когда ничего не сохло, он достал два простых фена, которые и привели в сухой вид нашу одежду. Подходим к палаткам и узнаем, что ребята провели уже полторы тысячи связей. Садимся ужинать, и замечаем, что к костру подошли огромные псы. Дело в том, что последние полчаса за нами из укрытия наблюдали погранцы, а мы так ничего и не заметили. Вот что значит опыт службы. Валя чуть не была растерзана. Она по приходу решила удалиться в свой женский уголок природы, а когда начала выходить из-за камней, то навстречу ей рванули три огромных пса. Мало того, что они увидели незнакомца на острове, да еще и запах не мужской. У них, наверное, и сознание то помутилось. Спасибо погранцы оказались рядом и командами резкими буквально спасли ей жизнь. Они потом рассказывали о том, что собаки очень сильные, непонятной северной породы. И если бы их не было рядом, то реально незнакомца они просто разорвали бы.  Далее самый сильный самец так и остался не равнодушным к Валентине, все время злобно лаял на нее и кружился рядом. Во время ужина решили, что завтра нужно идти к пограничникам, так как в четверг уже улетать утром. Определились, что пойдут только официальные лица, то есть представители Тамбовской области и Юра Заруба, как Президент клуба Русский Робинзон. Все остальные будут с двух мест активно работать в эфире. Посему пытаемся лечь спать, причем опоздавшим места не достается, так как количество мест ограничено и подсчитано в зависимости от смены. Но Евгения Александровича так просто не возьмешь. Пользуясь, что все спят, он прокрадывается в палатку, раздвигает своим телом спящих людей, а потом цинично начинает стягивать с Вали спальный мешок. Но и она не лыком шыта. Мощным ударом локтя она восстанавливает справедливость, поэтому ему приходится стащить мешок с Могутова. И когда я выходил по нужде ночью, то наблюдал картину, как наш спаситель жалобно поджав коленки, спит без мешка и дрожит от холода.  Как в той поговорке - победила наглость в лице Кудрявцева, от радости содеянного храпящая на разные лады очень громко, так что и на той стороне, думаю, было слышно.

День одиннадцатый, 2 августа.

Проснулись. Замечательное утро, светлое и теплое. Сегодня идём в гости на погранзаставу. Проверяем все подарки, видео и фотокамеры, берем самое необходимое. Лёгкий завтрак и в путь. Валя выдвинулась минут на 15 раньше. Я бодрым шагом пошел вперед и на первых же ста метрах понял, что нам, грубо говоря, настанет к концу триндец. Это если дойдем. Уже после ста метров дыхалка перестала работать, а ноги перестали слушаться. Идем в гору. Если на камни наступать, то приходится поднимать ногу, если не по ним, то нога проваливается. Так что, хрен редьки не слаще. С тоскою оборачиваюсь на лагерь, и возникает желание вернуться, надеть наушники и работать в эфире. Смотрю на Зарубу с его животиком, на Кудрявцева с больной спиной, на Валю и ловлю себя на мысли, что первому сдаваться нельзя. Думаю, что лишь один Слава будет живой, как бывший пограничник. Вскоре нагоняем Валю, перегоняем и оставляем с ней одного погранца  и всех собак. Вожак утром ее признал. Видно был удивлен, что этот не похожий на мужчину человек решился идти в долгий девятикилометровый путь. Как же здесь обманчивы расстояния.... Идешь, идешь, оборачиваешься, а как-будто никуда и не шел. Определяешь для себя ориентир, а он не приближается и не приближается. Восхищаемся нашими военными. Выбирая путь, они бросают одну лишь фразу- сейчас посмотрю, где лучше пройти, бегом бегут на гребень очередной горы и возвращаются, как ни в чем не бывало. Сайгаки - лишь это слово я подобрал к ним. Ситуация осложняется тем, что на многих камнях лежит мох. И, если не правильно наступить, то нога может соскользнуть и попасть между валунами, рискуя быть сломанной. Идем осторожно. Я уже просто сдыхаю, если честно, а не прошли и десяти процентов пути. Вспоминаю свое высказывание в вертолете, что типа сажайте на заставе, а мы вещи перенесем. Если бы мы там сели, то и экспедиции бы не состоялось, так как основная часть груза с антеннами была на другой части острова. В какой-то момент уже почти ломаюсь и хочу предложить отдохнуть, но кто-то это сделал первый. Сидим на камнях и любуемся островом Крузенштерна с другой стороны. Идя к заставе, мы его как-то обходим. По пути встречаются интересные скалы-великаны, у каждого из которых есть свое собственное название. Встречали устремленный ввысь исполин, похожий на мужское достоинство. Фотографируемся. Каждый присест дает немого сил. Валя не отстает- молодец. Потом погранцы скажут, что она единственная женщина за всю историю, которая проделала столь длинный и тяжелый путь. И это с ее-то больной ногой. Когда мы пытались ее оставить в лагере, она отказалась наотрез. Между камнями часто встречались ручейки, которые манили своей чистотой и прозрачностью. Они брали свое начало с тальников, которые оставались на вершине острова. Мы просто снимали бейсболки, зачерпывали воду и пили.

RI0K_11Как приятно чувствовать, что у воды есть вкус. Это не бутилированная безжизненная вода. Когда мы умывались, то вспоминали детские сказки о живой воде. Было такое ощущение, что кожа омолаживалась, а усталость снимало, как рукой. Наконец-то спустились с гор, и вышли на равнину. Далее пошли прямо по ручью, изредка выходя на берег. Хотя мне было чуть легче, но я все не понимал, почему же ни как не откроется второе дыхание. Может из-за того, что воздух разреженный на  острове. Здесь нам встретились несколько деревянных укрытий, которые стояли через определенное количество метров. В них зимой делают перекуры пограничники, согреваясь от холода вовремя обхода острова. Даже не представляю, как можно на протяжении всей службы ходить по одному и тому же маршруту. Хуже, чем конвейер.

И вот, наконец, вдалеке, мы увидели взлетную площадку. А вскоре мы перешли с болотистой местности на листы из-под железа, положенные пограничниками при подходе к караулу.

Вот внизу видится и застава. Последнее препятствие – ступеньки, а их около 200, –и вниз, к ожидающим нас пограничникам.

Радушный приём. Сразу же предлагают нам принять баньку-с медными тазиками, пылом – жаром. … В связи с тем, что среди пограничников одни мужчины, а с нами женщина, то приходится все делать по очереди и прикрываться простынями. Раскладываем везде свое сырое от пота белье, обувь, носки, которые выпариваются практически за десять минут, и бежим в парную. Удовольствие непередаваемое, ведь уже несколько суток живём в диких условиях природы. После баньки становится значительно легче. Надеваем чистое и сухое белье, дышим свежим воздухом, глядим вниз на бушующий океан, наслаждаясь неимоверно красивым видом. Командир рассказывает о том, что в прошлом один из нарядов прямо под баней попал под лавину снега. Ребят так и не нашли. Рассказывает о трагической судьбе одного из офицеров, жена которого сорвалась со скалы, а он бросился за ней. В память об их гибели виднеется памятник, как напоминание о том, что человек лишь игрушка в руках природы.

Идем вверх по другой лестнице. Туда, где установлен столб с указателями расстояний до Москвы,  Калининграда, Аляски, других городов. Именно здесь делают основные фотографии все, кто сюда попадает, начиная от проверяющих, служащих и заканчивая журналистами.

Мы также не стали исключением из правил. Фото на память. Разворачиваем флаг Тамбовской области и с гордостью фотографируемся на его фоне, гордясь тем, что нам удалось сюда добраться.  Валентина, одетая в русский национальный костюм с кокошником на голове, зачитывает стихи, и мы все в один голос поздравляем Тамбовщину с 75-летием со дня образования. Идем обедать в столовую и наслаждаемся вкусом блюд, приготовленных местным поваром. Отличное питание для пограничников.

Далее звучит команда командира заставы и происходит торжественное построение личного состава на плацу. Пограничники по этому поводу надевают свою парадную форму. Командир заставы рассказывает о нашей группе и передает слово мне. Я выхожу и с дрожью в голосе от волнения приветствую личный состав, рассказываю, чему посвящена наша военно-патриотическая акция, благодарю их за то, что они охраняют нашу мирную жизнь, зачитываю и передаю приветственный адрес губернатора Тамбовской области Олега Ивановича Бетина, а также плакетки от администрации города Уварово и клуба "Русский Робинзон" за неоценимый вклад в осуществлении экспедиции. Начальник заставы зачитывает приказ о зачислении нас в добровольную народную дружину по охране государственной границы на период нашего временного пребывания на острове, определяет время и маршрут патрулирования. Звучит гимн, который несется над суровыми скалами, над волнами океана, и мы с замиранием сердца и слезами на глазах смотрим на флаг России, который поднимается вверх по флагштоку. Испытываешь гордость за этих ребят, за то, что именно они являют собой пример настоящих мужчин, служащих на благо нашей Родины. Четко возникает ощущение того, что Россия не заканчивается за третьим транспортным кольцом. Она начинается здесь и живет нашими огромными просторами, подвигами наших первооткрывателей, людьми, живущими в городах и селах. Понимаю, что именно такие чувства нужно испытать т ем, кто забыл о патриотизме, об истории нашей страны...

Потом фотографируемся на память на фоне пограничного столба, с личным составом и проходим в учебный класс, начиная наши официальные мероприятия.  Презентация г.Уварово, Сосновского района, клуба «Русский Робинзон». Потом вручаем личному составу подарки. Передаем два компьютера, комплект теплых одеял, произведенных в г.Моршанск специально для войск специального назначения, теплые пуховые носки из г. Рассказово, уваровские семечки, тамбовский мед, магниты, сувениры, открытки с видами городов. Потом - вручение писем от кадет, выполненных в виде солдатских треугольников. Как было трогательно впоследствии узнать, как их читали пограничники, по нескольку раз, в разных местах. Кто- то уходил подальше, кто-то читал на кровати, в столовой. Было такое ощущение, что читают письма от девушки, которая ждет своего солдата.

В ответ пограничники вручают нам флаг для воспитанников Уваровского кадетского корпуса с автографами всех ратмановцев. Мы  оставляем записи в книге посетителей и начинаем прощаться, так как впереди долгий путь, а уже опускается туман и темнота. Кое-как поднимаемся по нескончаемым ступеням и уходим в сторону лагеря. Открылось второе дыхание и становится идти легче, тем более воспоминания о встрече отвлекают от сложностей пути. На фоне острова Крузенштерна говорю проникновенную речь о том, что символично даже то, что у нас уже сегодня, а в Штатах завтра. То есть, будущее за Россией. Приходим в лагерь и падаем все, сразу же погружаясь в глубокий сон. Завтра надо готовиться к отлету, поэтому будут нужны силы.

Когда уходили с заставы, то решили пожалеть Валю и предложили ей остаться на заставе до завтра, так как прилетает вертолет, с которым мы ее заберем. Еще никто не знал, что из-за плохой погоды вертолет так и не прилетит в течение следующих четырех дней... А пока же ей просто несказанно повезло. В ожидании вертолёта, который обещали на завтра к 11.30, она остается  на заставе, в тепле и окружении галантных кавалеров, которые готовы были прибежать к ней по первому зову.

Из ее воспоминаний: "Вкуснейший ужин – гречневая каша с тушёнкой, чай. Некоторое время погуляла на улице и спать. Мне предоставили койку одного из ратмановцев, который сейчас в отпуске. Уютно, тепло. … Это и есть счастье. Преодолеть себя и совершить пусть маленькую, но победу над собой.

Вечером отмечали день ВДВ.

Проходят караваны судов мимо мыса Дежнёва, и певучие торжественные гудки плывут над морским пространством, и слушает их Чукотка, и доносятся они до мыса принца Уэльского, что уже на другом материке. В течение следующих дней Валентина осматривала окрестности, найдя на древнем стойбище охотников древний молоток и отполированный череп моржа, окунула ноги в холодные воды Берингова пролива, изготовила для заставы стенгазету "Граница на замке", где главным замком изобразила себя, хрупкую, игривую и непреклонную... Помогала щелкать семечки, которые ей приносили постоянно  по мере их окончания, а местный повар Максим испёк в её честь блины, которые подавались к столу со сваренной в армейском котле сгущёнкой. В общем, чувствовала себя настоящим членом команды и, в то же время, единственной девушкой на острове со всеми вытекающими последствиями...

Мы, находясь в лагере, все это время плоско шутили, отвечая на вопрос- А чем сегодня занята Валя? Ответ - ее сегодня любят. А вчера чем занималась? - Ее любили... А завтра чем будет заниматься? - Опять будут любить... Короче, мужики мы и в Африке мужики:)))

В эти дни ей удалось увидеть другую российскую экспедицию, члены которой на водных мотоциклах преодолевали водный путь от наших берегов до берегов Аляски. Очень красивое зрелище, когда несколько водных мотоциклов в один ряд, как на параде вихрем мчались по волнам, оставляя за собой пенящиеся полосы. Юре Зарубе удалось лично пообщаться с ними в преддверии нашей экспедиции.

В какой-то из дней, в непосредственной близости от заставы, на скале, обнаружился белый медведь. Видно, что после длительного заплыва он решил отдохнуть, забрался на скалу, но силы уже покинули его, и он решил их здесь набрать. Очень неприятное соседство, так как он чувствует потенциальную пищу за много километров. Мы оказались под угрозой реального нападения, к нам пришлось направлять вооруженных пограничников, на заставе также были приняты меры предосторожности.

И только туристы с научно-исследовательского судна были рады такому соседству. Корабль обходил берега Чукотки и, увидев медведя, команда спустила шлюпки на воду, чтобы туристы могли сделать фотографии белого медведя и помахать руками пограничникам, которые наблюдали за тем, чтобы никто не ступил без разрешения на вверенную им территорию.  Скучая и переживая за нас, Валентина с нарядом послала к нам весточку, рассказывая о своем житие- бытие и снабдив письмо яркими отпечатками своих губ. Мы с Кудрявцевым Евгением Александровичем обиделись на нее, так как в этом письме о нас не было ни слова. Вот они - женщины:)))