RI0K как все было ...

RI0K_4_2Пока Валя была на заставе, наша радиовахта продолжалась.  После длительного перехода нас ребята немного пожалели и дали поспать. Я слышал, что они встали раньше, объявили об окончании экспедиции и начали сворачивать оборудование. Я лежал и боялся пошевелиться, чтобы меня не подняли. Но товарищеская дружба взяла свое, мы встали и начали все собирать. Как говорится, ломать - не строить. Сворачивать все намного легче. Вот только таскать не так легко. Спасибо еще, что практически все продукты были съедены.  Но, глаза боятся, а руки делают. Перетаскали все к вертолетной площадке и стали ждать вертолета. И вдруг, буквально за короткое время погода изменилась полностью. Опустился туман такой, что мы поняли бесперспективность ожидания. Связь с точкой вылета подтвердила наши опасения. Итак, все свернуто, на дворе пятница, а в выходные бортов нет. Нерадостная перспектива. В итоге, разворачиваем палатки и устанавливаем их на вертолетной площадке. Какая же красота. Нет под ногами водянистого грунта, все компактно и уютно. Но на душе как-то не очень. Мы же радиолюбители. И просидеть лишних три дня на таком редком острове и не дать шанс тем, кто не смог с нами сработать, не есть правильно. Принимаем общее решение установить одну антенну и оборудовать одно рабочее место. С энтузиазмом беремся за работу, и вот вновь красавица антенна готова развернуть свои крылья в любую точку земного шара, Леня устанавливает аппаратуру, Заруба готовит обед. Я очень рад, что рабочий стол стоит прямо с моим спальным местом. То есть, есть возможность быть в эфире чаще. Кто-то из нас дает общий вызов, и вначале народ не понимает что происходит, то ли пират начал работать, то ли мы с другого острова. Ведь уже было объявлено об окончании экспедиции. По спутниковому телефону связываемся с Андреем (RZ3EM)  и объявляем о возобновлении работы в связи с погодными условиями. Проходит информация на нашем сайте, в рефлекторах, в кластере, и огромная масса радиолюбителей вновь начинает испытывать судьбу на удачу, вызывая нас из разных стран и континентов.

Готов обед, мы садимся и вспоминаем, что сегодня день ВДВ. Только хотели отпраздновать, как появляются собаки, и мы понимаем, что рядом наряд. Приносят новости с заставы, обедают, поднимают стаканы с водой за праздник. Им нельзя, на острове сухой закон. Поговорили, они дальше пошли по маршруту, а мы ужинаем и делимся впечатлениями о прошедших днях. Туман такой, что в паре метров не видно ничего. Даже был курьезный случай, когда кто-то из наших ребят пошел искать укромное место для туалета, а после схода тумана выяснилось, что это место было найдено прямо под мачтой. Причем, искатель укромного места этого даже не заметил:)))

RI0K_5_3Кто-то ложится спать, кто-то продолжает наполнять лог.  Много интересных позывных, позывных друзей. Я был тронут, когда меня позвал отец. Думаю, что ему было приятно осознавать, что его сын находится где-то вдалеке, а тысячи радиолюбителей слушают и узнают о том, что и отец радиолюбитель.

Наступает суббота, а вместе с ней усиливается и ветер. Его сила достигает 35 метров в секунду. Палатки ходят ходуном, и нам приходится все имеющиеся ящики расстанавливать по периметру палаток. Проснувшись ночью, обнаружил, что мачта начала заваливаться. Спасибо Евгений Кудрявцев вышел подышать, и мы в течение часа в кромешной тьме, при сильных порывах ветра кое-как ее восстановили. Сильно повредил палец, который начал нарывать и сильно дергать. Сначала я все воспринял несерьезно, но потом опухоль начала подступать к кисти. Спасибо Михаилу Могутову (RL3AA). Наконец-то все узнали, что у него в огромном металлическом ящике, который мы все время таскали, но так и не открывали до этого времени. А оказался этот ящик огромной аптечкой, в котором было ВСЕ!!! Михаил достал скальпель, обработал мне палец и произвел вскрытие. Гноя было много, поэтому все было сделано вовремя. Потом на свет появились два фена, которые нам служили оборудованием для сушки носков, сапог, маек, пространства под одеялом перед сном и так далее. Впоследствии в песне, сочиненной Кудрявцевым, и появилась фраза "волшебный чемоданчик Михаила".  Вообще, какая-то неторопливость и степенность Михаила нам всем очень помогала во многих случаях. И все очень напряглись, когда ему самому стало плохо, и было подозрение на воспаление легких. Но крепкий сон, шум эфира и наша поддержка поставили его на ноги.

В субботу, позвонив сестре, я напрягся, когда узнал, что мне и Славе Чуканову надо срочно позвонить в областную администрацию. Губернатор проводит заслушивание глав по результатам работы за полугодие, остались только мы. Звоню и слышу  от куратора фразу, не терпящую сомнения - чтобы завтра были у губернатора в кабинете. На что мне только и удается сказать о том, что посмотрите на карту, а потом сроки назначайте. Мы типа и рады, но нас никак не может забрать вертолет. Тут все начинает обрастать слухами и по области идет информация о том, что мы со Славой уже неделю без продуктов на каком-то острове, нас не могут забрать и есть перспектива остаться на зимовку. Заместитель губернатора, ответственный за проведение собеседования, идет к шефу и просит его связаться с губернатором Чукотского АО с просьбой об оказании нам помощи, на что губернатор спокойно отвечает: "Даю им еще неделю. Специально готов в субботу выйти из отпуска на работу, чтобы заслушать их. Если не будут, то прибивайте им на двери кабинетов таблички с надписью "Моряк, ты слишком долго плавал, мы тебя успели позабыть... Уже и сами понимаем, что 21 день вместо 10  перебор. Начинаю звонить Курилову Сан Санычу с просьбой что- то придумать. Он обнадеживает и заверяет, что в случае нелетной погоды вывезут кораблем. Немного успокаиваемся и начинаем свою вахту. На компьютере 9999-я связь.  Собираем всех и начинаем снимать торжественный момент на видео. Не сразу, но подходит американец и в логе появляется 10- ти тысячная связь. Леня немного поработал телетайпом, также вызвав некий ажиотаж. Проход плохой, погода еще хуже. Почему-то думаем, что у Зарубы должна быть заначка. Находим, радуемся:)))

Наступают выходные и, как обычно, хорошая погода. Идем к скале, где стоял первый лагерь, прибиваем табличку с именами участников экспедиции и делаем снимок показаний прибора с нашими координатами. Сначала не понимаю, почему он показывает западную долготу. И только потом приходит понимание того, что, оказывается, и в западном полушарии есть российская территория. И по идее, зона ITU должна быть другая, но есть ранее утвержденный список диплома. Пытаемся восполнить пробел с осмотром острова. Игорь (UA3EDQ) утром успел сходить к потерпевшему в свое время самолету. Прекрасные снимки, я искренне завидую, так как люблю фотографироваться,  но еще раз сходить со мной он отказывается, так как каждый поход - это несколько потерянных часов.  В итоге, убеждаю. Славу Чуканова спуститься к берегу океана по ручейку, благо он совсем рядом внизу. Это рядом растянулось на четыре часа, так как расстояния обманчивы здесь. Идем вниз и фотографируем птиц, цветы, снег, который при приближении оказывается не сугробиком, видимым сверху, а огромным пластом тальника высотой метров семь. Доходим до океана, умываемся, делаем несколько фото, чуть ли не со слезами на глазах смотрим верх на обратный путь и кое-как ползем назад. Приходим все сырые и падаем. Опять сушка белья, ноющие мышцы, обмен мнениями и работа в эфире. Зов не прекращается...

После обеда опять портится погода, идет моросящий дождь, опускается туман, усиливается ветер. Все завидуют Вале.

Вообще-то сегодня у нас должен был быть самолет на Москву. Заруба звонит в бухгалтерию аэрокомпании и договаривается с девчонками о том, чтобы перенести сроки отлета. Вообще, это сделать очень сложно, так как ажиотаж на рейсы в Москву огромный, но рассказы Юры о том, что он чуть ли не компаньон Сенкевича и Конюхова всегда открывают любые двери. Вообще, будучи еще на Аляске, мы пришли к выводу о том, что наши экспедиции и фильмы нужно немного приближать к простому народу и не зацикливаться только на радио, так как есть огромное количество желающих посетить неизведанные земли в хорошей компании. А хорошей компанией могут являться именно радиолюбители, которые рассказывают повести о своих путешествиях так, что гражданские люди просто сидят, разинув рты. Им не хватает именно общения. Уверен, что все члены нашей экспедиции не почувствовали дискомфорта в том, что среди нас было трое не радиолюбителей. Наоборот, наши впечатления дополнились чем-то новым, интересным. Причем, это было обоюдно и для нас, и для них.

И вот, наступает вторник. Почему-то с самого утра, не сговариваясь, мы начинаем сворачивать все оборудование, будучи уверены в том, что вертолет прилетит. И, словно удовлетворяя наши пожелания, выходит солнце и открывается великолепный вид на скалы и океан, вдалеке которого видны острова Аляски, которые раньше закрывал туман. Внизу видим моржей, проплывающих вдоль берега, остров  Крузенштерна. Убираем все, что могло бы испортить вид острова. Мусор пакуем с собой, сжигаем то, что может гореть. Наводим за собой порядок и слышим, как где-то вдалеке раздался гул вертолета. Последние мгновения...  Разворачиваем флаг экспедиции, фотографируемся на его фоне всей командой, включая наших друзей-пограничников, загружаемся и отправляемся назад к большой земле. Очень переживаем, что можем зависнуть в Лаврентия. Но погода к нам благосклонна. Прилетаем в Лаврентия, где нас встречает местное руководство. Проводим торжественные мероприятия, обмениваемся подарками. Глава Чукотского района дарит всем китовую кожу, которую он нас научил есть. После этого, в течение почти полугода у всех она являлась неким изяществом на столе во время встречи с друзьями. Садимся в вертолет и летим через Проведения. Удается посмотреть и этот поселок. Оттуда летим в Угольные Копи и сразу же собираем нашу радиолюбительскую часть экспедиции и отправляем с рейсом в Москву. Нам же нужно завершить все официальные мероприятия.

Вечером накрываем стол для работников бухгалтерии, приглашаем в гости наших пилотов самолета. Тамбовский штурман просит передать привет учителям школы,  где он учился, а командир корабля Дима поет шикарные песни своим прекрасным голосом.

Утром выдвигаемся в сторону пограничного Управления ФСБ России по Чукотскому АО. Встречаемся с начальником управления Куриловым Александром Александровичем, без помощи которого наша экспедиция не состоялась бы. Вручаем награды и проходим в актовый зал, где собрались пограничники управления. Делаем презентацию клуба и Тамбовской области, вручаем подарки, договариваемся о будущих экспедициях, даем интервью местным СМИ. Нас проводят в местный музей, организуют экскурсию по городу, завозят в сувенирные магазины местного косторезного промысла и провожают на теплоход. По пути заезжаем к Амиру, который уже приготовил для нас рыбу различных сортов, икру, его друг просит меня передать какому-то тамбовскому летчику от себя икры. Заезжаем на рыбоперерабатывающий комбинат и с радостью узнаем, что директор - наш земляк, проживающий в 20 километрах от нас. Мир тесен...

Возвращаемся в гостиницу, собираем вещи и в самолет. Прилетаем ночью в Москву и сразу же на машине домой. В 8 утра захожу домой, а в 9 уже на собеседовании у губернатора. Все прошло хорошо, а наши приключения почти год вспоминали на всех совещаниях.

А наша экспедиция на Ратманова продолжилась и после ее окончания. На фестивале в Домодедово Евгений Кудрявцев выиграл первый приз за исполнение песни, которую он сочинил, будучи на острове, к нам в гости в кадетский корпус приехали пограничники, которые встретились с ребятами. Один из наших воспитанников оформляет документы для службы по контракту на острове Ратманова, пограничники ко Дню города прислали в кадетский корпус китовый ус, который украшен местными умельцам. На базе Михаила Могутова под Москвой мы встречали пограничника Михаила Пентюха, который был все дни с нами на острове, а заместителя пограничного управления по Чукотке очень хорошо встретил директор базы "Москвич", которую тот посетил в рамках своей службы, и на базе которой проводятся радиолюбительские фестивали. Администрация города Уварово подготовила проект в рамках военно-патриотического воспитания молодежи по посещению острова Ратманова нашими кадетами и отправила его в Москву на конкурс. Глава Чукотского района приглашает наших ребят на ежегодный праздник народов Севера. А мы с начальником пограничного управления созваниваемся и договариваемся о том, куда же мы поедем в следующий раз? И так приятно, когда он говорит - Вы же обещали посетить остров Врангеля, а я думаю о том, что, возможно это будет Аракамчечен или другой остров, который ждут тысячи радиолюбителей во всем мире, чтобы провести хотя бы одну связь, чтобы реализовать одно из своих мечтаний в мире радиолюбительства. И очень приятно, что с этих островов звучат наши российские позывные, позывные членов клуба" Русский Робинзон", охотников за приключениями. Ну а приятное и в том, что осенью 2013 года в Уваровском кадетском корпусе имени святого Георгия Победоносца открылась коллективная радиостанция RC3RA. Для тех, кто придет нам на смену, для будущих робинзонов. А значит, не зря мы мерзли в палатках, не зря преодолевали тысячи километров, не зря звучал позывной RI0K и многие другие позывные редчайших экспедиций нашего клуба.   Вперед, Робинзоны, к новым открытиям, к новым островам!!!

Статья и фотографии размещены с согласия автора - Александр Кузнецов, RW3RN (RRC#256)

Полную коллекцию фотографий можно посмотреть на сайте экспедиции.