Записки австралийского экспедиционера. Авантюра в Коралловом море

Согласно договорённости с Андреем (Andrey Mikhaylov "Andy") VK5MAV и любезного разрешения на публикации его материалов на нашем сайте, представлен вниманию первый очерк из серии "Авантюра в Коралловом море" (Андрей VK5MAV проживает в городе Аделаида, Австралия, достаточно много путешествует с трансивером по островам). 

Авантюра в Коралловом море

Часть 1. “Гладко было на бумаге – да забыли про овраги”

Марион риф привлек мое внимание в качестве цели возможной следующей экспедиции примерно в мае 2016, между возвращением с о-ва Брейкси OC-243 и непростой экспедицией на о-в Вини OC-266. К слову сказать, у меня постоянно в работе 2-3 острова. Вот и уже сейчас... но молчу-молчу.

Начался неспешный сбор информации, которой из-за удаленности рифа и его нахождения вдали от основных судоходных путей, было удивительно мало.

Сначала, естественно, стояли два вопроса – как туда попасть и как, попав, остаться на несколько дней легально?

Первые результаты, выданные Гуглом, обрадовали – не менее 10 различных предложений путешествия на Марион – рыболовы, дайверы. Но более детальная проработка, многочисленные звонки показали, что все совсем непросто. Подавляющее большинство сайтов содержало устаревшую информацию – на самом деле найденными фирмами последние туры на Марион выполнялись 5-7-10 лет тому назад и новых не планировалось.

Поняв, что вариантов нет, я начал отрабатывать варианты доставки вертолетом или гидросамолетом. Правда, я с самого начала представлял цены – и представлял их ниже реальности раз в 5-6, так что этот вариант отпал после 3-4 звонков. Вариантов не осталось вообще (в моей ценовой категории, так как при желании и возможности заплатить $30-40К проблем зафрахтовать судно не было).

Параллельно я немного прошелся по бюрократическим кругам, пытаясь понять, какой правительственный департамент отвечает за управление и доступ к Мариону. После нескольких циклов, примерно в октябре, ситуация прояснилась. Кроме одного “но” – в заявке обязательно должны были быть указаны данные судна.

После этого поиск судна начался с утроенной энергией (все это в период подготовки и проведения OC-266 и после нее). К сожалению, все было тщетно. Туров не находилось... До тех пор, пока от безнадежности я не начал обращать внимание на нелюбимые интернет-ресурсы.

Фейсбук и запись во всяческие группы местных по всему побережью Квинсленда, откуда даже теоретически могут ходить суда в тот район. И – бинго ! Местные мне подсказали, что есть судно “Норвал”, которое специализируется именно на Марионе. Подсказали сайт (тогда он был в выдаче Гугла где-то на 7-8 странице, но благодаря мне, я думаю, перебрался значительно выше). Окрыленный, я связался с Роном Мерфи, хозяином судна, и он все подтвердил. Радость моя была огромна. Можно было начинать подачу заявления на допуск.

И вот 19 декабря 2016, почти перед самым Рождеством, пришло долгожданное разрешение – причем в нем, хотя я запрашивал только Марион, были вписаны и острова Даймонд (спасибо тебе, лично незнакомая работница департамента) ! Ну и еще по мелочи, но не пригодилось. Разрешение было выдано сроком до конца июня (важно).

С Роном Мерфи договорились, что наилучшее время для моей поездки – конец мая – июнь 2017.

Встретив Рождество и Новый Год, я начал техническую подготовку к экспедиции. Трансивер был отправлен в представительство ICOM (Мельбурн) для починки всего, что теоретически могло сломаться и регулировки. Собраны, установлены на заднем дворе, оттестированы и уложены антенны – 3 элемента VDA на 20 м, и GP на 40 м. Приобретены боксы Пеликан для транспортировки. Приобретен и жестоко оттестирован генератор Honda EU-20i. Залито на лаптоп программное обеспечение N1MM+, всевозможные справочники по оборудованию, прогнозы прохождения и так далее. Весь софт отдельно записан на флешки. Запланирован и одобрен начальством отпуск. Оставалось только ждать.

А вот ждать оказалось крайне трудно.Примерно 26 марта по всем новостям пошла информация, что циклон Дебби (самый сильный за последние 2 года, официально категория 4 из 5 возможных, скорость ветра достигала 300 км/час) зародился как раз в районе Мариона и вместо того, чтобы мирно рассосаться над океаном, усиливается и направляется к побережью штата Квинсленд.

Циклон медленно приближался и по всем прогнозам должен был выйти на побережье в районе городка Айрли-Бич, где и стоял Норвал. И наконец циклон 28 марта достиг континента. Прогнозы метеорологов, увы, оправдались. Циклон вышел фронтом в примерно 200 км с центром точно в Айрли-Бич, который хорошо разрушен. От хозяина Норвала нет никаких вестей нигде и не могу связаться – в окрестностях нет электричества, связи, воды, нет доступа – разрушены дороги.

                           Вот так выглядела гавань до и после циклона.

Наконец в первых числах апреля Рон написал в Фейсбуке, что как раз за день до удара циклона он успел увести судно в Гладстон. Хотя и там хорошо ударил циклон, у него сорвало шлюпку и унесло, залило водой электро и связное оборудование и остальные, более мелкие проблемы.

И снова – ожидание.

В конце мая шкипер Пит по телефону подтверждает, что уходим 9 июня. Внезапно, совсем случайно, в разговоре выясняется, что мне нужно лететь не в Гладстон, а в Маккай, куда снова перегнали судно. Я бронирую билеты в Маккай на 8/06 и обратно на 19/06, ночь в гостинице на пути туда и обратно, оформляю страховку, отправляю генератор и кейс с антеннами в Маккай на адрес гостиницы. Оформляю отпуск.

В первых числах июня Норвал сделал пробный выход к Мариону. Опять неудача, потеряна еще одна шлюпка, оторвана выносная балка, потерян якорь - шторм. И самое неприятное – начались проблемы с коробкой передач – греется, гонит масло, не все передачи включаются. Нужна замена.

Звонит Рон и уведомляет, что выход переносится на 16 июня. Срочно с оплатой штрафов меняю билеты, гостиницу – администратор любезно согласился сохранить мои ящики у себя. С трудом объясняю ситуацию начальнику на работе.

Я прекрасно понимаю, что мои звонки ничем не помогут и даже помешают, но ничего с собой поделать не могу – звоню каждые 3 дня.

Вроде бы все хорошо, вылетаю 15-го. Но в ночь перед вылетом на Фейсбуке на странице Рона появляется коротенькое сообщение, обращенное к Andrew, но как ответ на сообщение не мое, просто тезки – что судно не готово и займет еще несколько дней.

В смешанных чувствах и тревоге в 6 утра вылетаю из Аделаиды. Лететь 2.5 часа до Брисбена, где пересадка на другой рейс, до Маккая. Между рейсами в Брисбене – 1.5 часа, решил выйти покурить. Включаю телефон – голосовое сообщение от шкипера Норвала – судно не готово, сколько дней займет – неизвестно. Звоню шкиперу Питу, он отвечает, что ничего не знает – звони Рону. Телефон у Рона выключен. В полном смятении захожу обратно в аэропорт, прохожу контроль – и внезапно застреваю. Молодая девушка на контроле долго и дотошно выясняет назначение манипулятора электронного ключа. Нam radio и Morse code ей ни о чем не говорят и она манипулятор уносит куда-то. При этом трансивер и многочисленные кабели в том же рюкзаке не вызвали никакого интереса. После 15 минут меня пропустили – но, как я понимаю, где-то в системе безопасности сработал “звоночек”, но это я понял уже потом. А пока – еще 1.5 часа полета до Маккая, полных мыслей о мщении...

Аэропорт Маккай, такси, гостиница, телефон Рона все еще недоступен. Я в запале, бросив вещи в номере, начинаю звонить и бегать по окружающим фирмам и администрации гавани в поисках хоть какой-то замены или попутки. Все тщетно... Ближе к вечеру телефон Рона наконец-то отзывается и он подтверждает, что все исправлено и мы все-таки выходим 16-го в обед. Обессиленный, наконец-то принимаю душ и падаю спать.

Утром Рон мне объясняет, где в гавани стоит Норвал.

 

Нахожу, знакомлюсь, договариваемся, когда заберут мои ящики из гостиницы. Шкипер Пит, который не хотел отвечать на мои вопросы, оказывается, в тот момент был уже уволен. Вместо него – Крис. Для меня – это была огромнейшая удача. Благодаря именно его подсказкам, помощи и участию все удалось.

За это время Норвал переходит на другой причал, где заливает топливо. Заодно и я покупаю канистры и заливаю 120 литров бензина для генератора. Затем по пути меня забрасывают в торговый центр, где закупаю воду, еду, сигареты, раскладной стул. Попутно все еще продолжаются работы – в частности, по прикреплению нового якоря. Слева – Рон Мерфи, владелец Норвала.

 

Отходим ближе к вечеру. Через примерно 4 часа (крейсерская скорость Норвала – 20 узлов) мы у первого из многих островов Whitsandays OC-160. Меня по-быстрому выкидывают на берег, помогают поставить диполь и я пытаюсь начать работать. Из источников света – налобный фонарик.

Очень холодно, очень влажно, 5 минут и все корпуса покрыты пленкой воды – пришлось как самому укрыться, так и аппаратуру укрыть пленкой. Очень боялся, что будет короткое замыкание и на этом экспедиция закончится. Прохождения нет. Нигде. Никакого. После минут 40 общего вызова с трудом провожу первую (и единственную в эту попытку) связь с A65CA на грани слышимости. Снова общие вызовы в никуда в течении почти часа. В эфире треск, шипение и не слышно даже китайских вещалок. Внезапно появляется лодка с Норвала – мы забыли в Маккае еще 2 рыболовов, запоздавших с прибытием, и возвращаемся. Ночь проходит на судне.

Раннее утро начинается неожиданно – звонок Рону, после чего он подзывает меня со словами “тут кто-то интересуется твоим хобби”. Беру телефон и... помните о “звоночке” на контроле безопасности в аэропорту ?... “Добрый день, это говорит сержант полиции... у нас есть сведения, что вы привезли в Маккай оборудование связи и собираетесь на Марион... Пожалуйста, подтвердите ваше имя и дату рождения... а зачем... а почему... а ваш позывной VK9MAV ? Вот я на вашей страничке... нет. Все нормально. Я, возможно, подойду. Вы где стоите ?” Но так и не пришел – о чем я не жалею.

Как потом рассказал Рон, подобное, но более серьезно, уже было на Норвале пару лет назад. Как оказалось, Марион был (и, возможно, все еще есть) одним из известных пунктов переправки наркотиков в Австралию. И поэтому каждый, проявляющий интерес, сам привлекает внимание.

Утром знакомлюсь с командой. Шкипер – Крис. Кок и палубный матрос – Фрости. Удивительно светлая личность, очень дружелюбный, помогающий и просто приятный хиппи. Сразу же завязывается беседа (а скорее его монолог о планете Нибиру, Армагеддоне и выживании человечества...)

Начинается дополнительная суматоха. Привозится дополнительная провизия. Выяснилось – мало взяли пива.

Ну вроде бы все – вышли ближе к 6 вечера, 17 июня, суббота. 12 рыболовов всех возрастов и физических кондиций, я, Рон - владелец, Крис – шкипер, Фрости – кок/палубный матрос и еще один матрос – увы, имя стерлось из памяти. Народ тут же начал отмечать начало тура.

С момента отплытия и сидел на носу и представлял, как буду работать, планировал и мечтал. Так прошло часа 2, полностью стемнело, огни Маккая скрылись, только световое пятно на горизонте еще было видно.

И вдруг я заметил, что народ начал как-то хаотично перемещаться по судну, а оно само сильно замедлилось и стало как-то неуверенно рыскать по курсу.

Как оказалось, уже отремонтированная коробка опять стала нагреваться, плюясь маслом. А кроме того, мы немножечко начали принимать воду. Легкая паника – но, к сожалению, последствия лично для меня оказались не такими легкими. При хаотичном перемещении пассажиров по судну мой рюкзак, в котором находилась гарнитура, уронили и неоднократно по нему прошлись. В результате чего ВСЕ связи с обоих островов, все 4.5 тысячи, были проведены на внутренний динамик-пищалку трансивера. Это было непросто в пайлапах, особенно при постоянном шуме ветра. Я бы никогда не поверил, что такое возможно – я пробовал работать так пару раз раньше. Это извращение.

Однако все закончилось более-менее хорошо. Особо нервным пассажирам была предложена эвакуация в Маккай на прицепленных к корме 2 лодках, но все отказались. Медленно и неуверенно, со скоростью в 5 узлов мы дошли до Маккая.

Все это время на судне было неспокойно. Большое количество выпитого пива, рухнувшие планы и понесенные затраты почти спровоцировали беспорядки, но более рассудочные головы помогли справиться и с этим. Все это время я сидел опять же на носу и повторял одну фразу “Вот и все...”. Других мыслей в голове не было, как не было и злости, просто холодное спокойствие.

В Маккае Норвал ошвартовался там же, откуда ушел несколько часов назад, рыболовы уснули по каютам. Только я, Рон и Крис с Фрости бродили по судну в тоске. Впрочем, Крис и Фрости на моторке сорвались в бар, куда настойчиво приглашали и меня. Но я в экспедициях стараюсь не пить вообще и отказался. Попытался лечь спать – это было бесполезно, сон не шел.

Часа через 2 Крис и Фрости вернулись, здраво рассудив, что в баре все дорого, а на Норвале запасы пива почти нетронуты. А так как тур отменен – никому и не нужны. Снова пригласили меня – делать больше было нечего – и мы, поднявшись на небольшую верхнюю палубу, сели там.

Это было неплохим лекарством от тоски – пили пиво, Фрости играл на гитаре (он сам пишет слова и музыку, вполне профессионально), мы орали песни на всю гавань, говорили за жизнь. Такого сейшена с живой гитарой у меня не было уже лет 30.

Ребята все время меня расспрашивали о радио, нашлись какие-то родственники и друзья, кто тоже имеет такое же хобби. Они пытались понять, насколько важно для меня крушение планов экспедиции. И вот, когда уже начало светать, Крис задал мне простой и такой очевидный вопрос, изменивший все...

Продолжение следует.

Поделитесь этим в соцсетях:

2481 просмотров

Запись опубликована в рубрике DXing. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =