В мордовском городе Рузаевка солнечного затмения, случившегося 20 марта, было почти не видно. Однако самые эксклюзивные снимки события, которое случается раз в сто лет, всё-таки оказались именно у местного жителя, радиолюбителя Дмитрия Пашкова R4UAB!
Он работает системным администратором в Рузаевском политехническом техникуме, а в свободное время увлекается радиоделом. Вот 20 марта он взял, да и перехватил в момент затмения сигнал с действующего российского метеоспутника «Метеор-М2». Когда все наблюдали эклипс снизу вверх, он, наоборот, любовался событием, как будто разглядывая Землю, сидя на Луне, наблюдая за её тенью, проходящей по нашей планете. Связались с Дмитрием и узнали, как это вообще стало возможным.
- Это не первый мой опыт перехвата сигнала с космических спутников, - говорит Дмитрий, - Раньше я ловил информацию от нашего аппарата «Чибис-М», она была доступна всем радиолюбителям. Правда, там я просто получал телеметрическую информацию о спутнике, к примеру, о состоянии его батарей. А однажды мне прислали даже благодарственное письмо от … президента Литвы за то, что я стал одним из трёх радиолюбителей, получивших сигнал от их первого спутника. Потом была благодарность из Эстонии...
- Скажи, насколько всё это сложно?
- В отличие от американской метеорологической сети NOAA, чья программа доступна для любого желающего (достаточно просто включить приёмник, и она сама «снимет» сигнал в нужное время, в нужном месте, обработает и выложит на твоём рабочем столе готовую картинку), наши спутники более «законспирированы». Нет, сигнал от них никто не скрывает, но чтобы его декодировать, обработать нужным образом, надо отыскать несколько программ (для записи звука, редактирования и т.д.), освоить их. Для этого нужны знания компьютера и опыт в обработке информации. В общем, надо изрядно повозиться.
- А откуда ты берёшь программы?
- Они имеются в разных источниках, в том числе и у разработчиков самого «Метеора-М2».
- Оборудование, наверное, дорогое?
- У меня дорогой программно-настраиваемый SDR-радиоприёмник (но можно, не зацикливаясь, купить и за 1 тысячу рублей и, немного переделав, получить всё, что нужно). Ещё из дорогого у меня: мачта для крепления антенны, поворотное устройство к ней, посеребренный высокочастотный кабель для лучшего получения сигнала. Но есть у меня и самодельная часть устройств. К примеру, я сам сделал для приёмника усилитель сигнала (волны, поступающие из космоса очень слабые), сам сделал и антенны.
- Из чего?
- Из обычных алюминиевых трубок. Их я установил на крыше нашего многоэтажного дома, отчего у меня периодически возникают трения с кабельными операторами, чьи усилители создают помехи для моих антенн.
- Да, хлопотное дело — перехват спутниковой информации... Сколько времени у тебя ушло, чтобы получить фото Норвежского моря с проходящей по нему тенью от солнечного затмения?
- Много, около часа... Наша Рузаевка находится на 54 параллели, а «Метеор-М2» проходил в момент затмения в районе северного полюса. Пришлось долго настраиваться.
- Если получение информации от наших спутников реально для любителей, не воспользуются ли их данными потенциальные противники?
- В метеоснимках нет ничего секретного. Во-первых, у них минимальное разрешение, не позволяющее нанести какой-то урон безопасности, во-вторых, если и есть информация, которую надо скрыть, то её обязательно закроют для любителей, как я.
- Говорят, тебе уже позвонили из ракетной промышленности?
- Да, во вторник во второй половине дня мне позвонил руководитель предприятия, предложил мне приехать в компанию, посмотреть, и может быть потом прийти к ним работать.
- Для тебя это хороший шанс...
- Посмотрим, думаю можно будет отпроситься с работы и съездить посмотреть.
Как пояснили в РКС, где в последнее время взяли курс на привлечение в свои ряды молодой талантливой молодёжи, им нужны такие, как Дмитрий Пашков, - увлечённые, настырные, умеющие добиваться того, чего хотят. Как только во вторник появилась информация о гении из Мордовии, генеральный директор Андрей Тюлин действительно снял трубку и пригласил Пашкова на предприятие. «Вы только представьте, - говорил мне пресс-секретарь «РКС» Роман Кириллов, - парень по сути сделал самостоятельно то, чем у нас занимается целый отдел в нашем подразделении, - в Научном центре оперативного мониторинга Земли!».
Наталья Веденеева